Мы имеем делом с безупречным по "чистоте" экспериментом: случилось так, что вместе сошлись идеальный представитель
"поэзии сердца", основанной на реальных впечатлениях и "алхимик слова", который доверяясь только своему воображению,
пытался постичь высший смысл бытия в экстатических видениях и возвестить миру новую истину. Первый под конец жизни превратил
свое сердце в машину для "выдавливания" стихов. Второй же "разучился говорить", когда его раздавила подлинная, а не
воображаемая жизнь. (с)
Но прочитав всю книгу Е.Мурашкинцевой (М.) "Верлен и Рембо", я так и не смог понять, почем последний бросил поэзию. И не написал
больше не единой стоящей строчки, хотя доля остроумия не покинуло его до конца его дней.
В книге Жана Мари Карре, которая не дает столь абсолютного разоблачения непривлекательных сторон жизни Рембо,
этот момент, тоже не слишком объяснен.
У М. приведена интересная цитата про Верлена Жюля Ренара: "Человека и художника часто путают, ибо случай соединил их в одном теле.
Но все очень просто: Верлен обладал гениальностью божества и имел сердце свиньи".
Кажется, автор книги с этим утверждением согласна, хотя в конце и пишет, что в отличии от Рембо Верлен все же умел любить.