Марк Леви со своими "Детьми свободы" так ударил мне в голову, что буквально за пару дней я набросал
кое-что.
***
Кристофу казалось, что он слышит, как двигаются стрелки часов, хотя в зале стоял шум. В кафе было много немцев, все они что-то оживленно обсуждали, звенела посуда, ото всюду тянулись запахи еды, официантка скользила по залу туда-сюда, но Кристофу было скучно. В этот вечер он хотел поужинать с Мадлен, но она опять была занята. В последние время она всегда была занята для него. Неудачная влюбленность - что поделать. Кристоф всегда переживал такие вещи легко. Быть может потому, что у него все было намного лучше, чем у других. Война не слишком задела его семью, если не считать Жанна.
Юноша подозвал официантку, расплатился, и сразу отправился домой. Он не ездил на велосипеде, как многие молодые люди вокруг. Признаться честно, велосипед до сих пор вызывал в нем страх. Когда ему было пять, а Жанну десять, тот решил преподать урок езды младшему брату и, посадив Кристофа на своего железного друга, пустил их обоих вниз по улице, так, чтобы хочешь - не хочешь, а пришлось бы начать крутить педали и получать удовольствие. Но Кристоф не смог, он так испугался, что в какой-то момент разжал руки и вытянул ноги в стороны, желая затормозить, тут -то ему повезло угодить в почтальоншу, которая как раз пересекала дорогу. Результатом стало сногсшибательное падение обоих и два шва на лбу Кристофа. Вдобавок ко всему потом родители все-таки заставили его извиниться перед почтальоншей, что было унизительно, так как идея поездки на велосипеде принадлежала Жанну, но он так в этом и не признался. Вот почему Кристоф шел домой пешком, насвистывая что-то совсем тихо. Это была не самая лучшая идея, в такое время на улицах было не безопасно, Кистоф слышал и об операциях людей из Сопротивления и про бесчинства полиции. Но его дом был не так уж далеко, да и погода за окном все еще была теплой. У самого подхода к дому он увидел, что фонарь на их улице разбит, что ж, чему удивляться. Он постоял немного, решив выкурить сигарету, так как его мать терпеть не могла табачного дыма, считая, что он портит вещи. Отец Кристофа не курил, но сын освоил эту привычку, как только поступил на медицинский факультет. К тому же яркий огонек приятно блестел в нависшей темноте, разгоняемой лишь светом из кухни. Наверное, их София еще не спала. Кристоф прислонился к столбу фонаря, его немного пошатывало. И поэтому он не сразу заметил, как мимо него пробежал человек. Он бежал, но потом, увидев пляшущий огонек и силуэт человека, вернулся назад. Он подошел вплотную к Кристофу и схватил того за рукав пальто.
"Прошу вас, мне нужно укрыться, если они найдут меня, то все пропало,"- у незнакомца был молодой голос, да и рука какая-то совсем тонкая. Кристофу было скучно, он был пьян, наверное, поэтому он схватил эту руку, и они с беглецом скорее зашли в дом. Стоило им прикрыть дверь, и тихонько взглянуть наружу, как они увидели, что мимо пробежало несколько полицейских. Самый последний задержался у дома Кристофа, но юноши во время отпрянули от окна, чтобы он их не заметил, вскоре он тоже убежал прочь в темноту.
- Кто ты? - Кристоф вдруг понял, что натворил. Он и его семья с самого начала решили, что не будут вмешиваться в это все, что лучший вариант стараться жить, как и прежде, как будто ничего и не происходит. И если бы Жанн не был таким упрямцем, то бы тоже сейчас был с ними.
- Пьер, - бросил беглец. "Врет", - Кристофу захотелось рассмотреть его, и он прислонил его поближе к окну, сжав его руки чуть выше локтей. Беглец не сопротивлялся. Кристоф же вглядывался в его худое лицо, большие глаза, плотно сжатые губы, ресницы какие-то неправдоподобно длинные, одет скверно, но пах он приятно, чистотой и немного потом и улицей.
- Я Кристоф, - наконец юноша отпустил беглеца, отступив от него на шаг. Что же, хороший вечерок, кажется, он спас еврея. Тот кивнул, но руки они не пожали друг другу. Пьер еще раз посмотрел в окно - все ли чисто, у него не было причин задерживаться в этом доме и развлекать Кристофа весь вечер.
- Спасибо, - прошептал Пьер. Он направился к выходу, не обернулся, скорее вышел на улицу, тихо прикрыв дверь. Кристоф смотрел на него через окно, в темноте было плохо видно, но все-таки он разглядел, как у потухшего фонаря беглец обернулся и даже кажется, набравшись смелости, махнул Кристофу рукой на прощание.
В следующий раз они увиделись через несколько недель. В тот день был такой сильный ветер, что шедшего по улице Пьера как будто вот-вот должно было сдуть и отнести, скажем в Англию. Кристоф даже представил, как парень раскрывает зонтик, если бы он у него был, конечно, и переносится через Ла-Манш под обстрелом немецких самолетов.
- Добрый день, - Кристоф здоровается первым, ну не отпускать же так просто отважного летчика. Пьер смотрит на него ошеломленно, потом по сторонам. Он даже ничего сказать не может, так он был поглощен своими мыслями секунду назад, а теперь перед ним вдруг предстал его ночной спаситель, да еще и решил поздороваться с ним.
- Добрый день, - вежливо говорит Пьер. Говорит он тихо, почти шепотом, наверное, у него это вошло в привычку. А жаль, было бы интересно услышать, каким этот голос был раньше, а еще лучше услышать, как звучит смех Пьера. Кристоф обещает себе, что как-нибудь устроит это и узнает наверняка.
- Воскресная прогулка? - Кристоф теперь идет рядом с Пьером, напрочь позабыв, что его к обеду ждут дома родители. Юноша понимает, что ведет себя странно, что он привязался к этому пареньку? Они и приятелями -то быть не могут, Пьера явно ждет пуля между лопаток в недалеком будущем, а Кристоф через два года закончит университет и станет врачом, как его отец. Будет сидеть в светлом кабинете, изучая пожелтевшие страницы справочников по медицине, а потом принимать больных. Кристоф будет спасать жизни, Пьер их отнимает. - Вчера убили немецкого офицера, это не твоих рук дело?
Кристоф задает вопрос прямо в лоб, ну и да ладно, по улице в такую погоду никто бродить не рвется, только вот эти двое и нарушают покой застывшего в ожидании мира. Чего он ждет? Может быть, спасения, а может быть, наоборот? Так или иначе, когда-нибудь всему этому придет конец. Пьер бледнеет, вопрос он игнорирует, но ответ и так ясен. Кристоф вдруг берет его под локоть и ведет по узким улочкам к реке. Пьер еле поспевает за ним, но молчит.
- Зачем ты все это делаешь? - опять допытывается Кристоф. Он не надеется получить ответ, но Пьер ему отвечает и совсем не тихим вежливым голосом.
- Ради мечты, - говорит он. И когда Кристоф смотрит на него, он улыбается почти дерзко, даже с издевкой. - Я хочу сыграть на скрипке в комнате, где будет тепло и будет гореть свет и соберется моя семья. Все-все, даже дядюшки и тетушки, а это целая толпа народа. И я достану из футляра свою старушку, проведу рукой по ее теплому телу, вздохну аромат лака, коснусь струн. Возьму смычок и начну играть. Я буду играть музыку теплых морей, величественных гор, спрятанных среди них замков. И все будут слушать, все будут заворожены этой музыкой, как заклинанием.
Пьер высвободил свою руку и изобразил, как виртуозно он будет играть. Он даже закрыл глаза, чтобы все это представить, и на мгновение ему даже показалось, что он ощутил и тепло, и свет и всех своих родных рядом. Но новый порыв ветра заставил его согнуться и закашлять.
- Как-то так, - сказал он, разгибаясь и садясь прямо на землю. Кристоф сел рядом с ним. Вода в реке казалась совсем черной от холода, скоро ее берега припорошит снег. Непонятно, протянет ли эту зиму в своей тонкой куртке Пьер, но, видимо, его это не сильно заботило. Он еще был там, в своих мечтах.
- Дурак, - сказал Кристоф. Он бросил в речку сигарету, которую даже не закурил, а потом резко встал и пошел прочь. Пьер его не останавливал и на этот раз даже не обернулся.
Их следующая встреча состоялась скорее, чем они бы оба этого хотели. Через пару дней ночью, когда Кристоф уже собирался подняться к себе и лечь спать, он услышал тихий стук в окно. Подойдя ближе, юноша обнаружил по ту сторону Пьера, который смотрел на него грустно и серьезно. Кристоф вздохнул, но все же открыл окно и помог Пьеру забраться внутрь.
- Уф, думал, что мне не удастся тебя застать, и я помру ночью от холода. Все ждал, пока твои родители и эта Софи уйдут спать. Хорошо, что ты любишь читать допоздна.
- Соскучился? - прервал его Кристоф. Но Пьер лишь вздохнул, а потом шепотом начал говорить, в чем дело. Оказывается одну из девушек ранили во время выполнения задания. Пуля вошла глубоко и сами они ее вытащить не могут. Кристоф - медик, вот Пьер и подумал, а вдруг тот сможет помочь.
Кристоф не знал, может быть, лучше ударить его вот сейчас так, чтобы тот упал, а потом связать и вызвать полицию. Вломился в дом с целью ограбления, военный суд , может быть, сразу расстрел. Но только он представил себе мертвое холодное тело Пьера, как ему стало так плохо, что душа казалось сейчас исторгнется во вне темным противным комом. Так было в тот день, когда они узнали о смерти Жана. Такие известия всегда были неприятны Кристофу, поэтому он все же решил помочь.
- Подожди, я только возьму инструменты, - сказал он.
Они передвигались перебежками, расходились и встречались вновь. Нужно было быть осторожными, вся эта затея могла очень плохо кончится для них обоих. Наконец, они попали на заброшенный склад, где уже собрались основные действующие лица команды. Главного звали - Робер. Кристоф гадал, исполнилось ли ему уже двадцать или нет.
Девушка лежала в отдельной каморке, за ней ухаживали ее подружки, она мужественно терпела боль, но была совсем измучена. Кристоф сделал глубокий вздох и приступил к тому, для чего сюда пришел. Позже, когда все закончилось, он сидел рядом с Пьером и Робером, смотря, как в небе становится все больше и больше звезд.
- Если вздумаешь нас найти, то у меня мастерская у доков, - сказал Робер.
Пьер вдруг поднялся и сказал, что пойдет проведает, как там Жизель. Никто не пытался его остановить. Кристофа же раздирало любопытство, он хотел задать множество вопросов, но почем-то задал только один.
- Где семья Пьера?
Робер посмотрел на него удивленно, как на сумасшедшего. Но потом все-таки ответил:
- А ты сам-то, как думаешь?
В ту ночь Кристоф глаз не сомкнул. Во-первых, нужно было привести в порядок инструменты и вернуть их на место, а во-вторых, он думал, но вовсе не о войне и не о Сопротивлении и даже не о спасенной им девушке, хотя она была очень хорошенькая. Он думал о Пьере и о его житье-бытье и под утра увидел сон, что его пригласили на бал в один из замков высоко в горах, и когда он разряженный как принц явился в бальный зал, то увидел как Пьер играет на скрипке для немецких солдат в потрепанных темных брюках и залатанной куртке.
- Хочу, чтобы ты научил меня кататься на этом, - Кристоф нашел Пьера в мастерской у Робера, тот ловко чинил цепь у одного из велосипедов. Кристоф тоже пришел с велосипедом - спортивная модель с кожаными ручками и сиденьем. - Давай, ты мой должник уже дважды.
Пьер вопросительно посмотрел на Робера, тот добродушно кивнул, позволяя им делать все, что их душе угодно. Для тренировок они выбрали ровную дорогу почти уже за городом. Пьер ворчал что-то про то, что вот же нашел время, зима на носу, а он вздумал на велосипеде кататься. Но для Кристофа это ворчание было музыкой. Для начала Пьер показал ему, как и что надо делать. Потом усадил его и сначала держал, пока Кристоф пытался крутить педали. они чуть не поссорились, но Пьер решил выполнить свой долг до конца и проявить терпение. В конце концов все как-то сложилось, он бежал, поддерживая велосипед с Кристофом, а потом вдруг отпустил, видя, как Кристоф сам крутит педали.
- Получилось! - воскликнул Пьер.
- Получилось! - воскликнул Кристоф. Он был почти счастлив, если бы вдруг в голову ему не пришла здравая мысль. - А как остановить теперь эту штуку?
- Жми на тормоз, - приказал ему Пьер, но Кристоф, хотя и тормозил, но никак не собирался спускать ноги с педалей, норовя вот-вот упасть. Пришлось Пьеру срочно бежать за ним и принимать всю силу падения на себя и Кристофа и велосипеда.
- Надо было ноги спустить, - сказал Пьер, выбираясь из под Кристофа и его железного коня. Локоть саднил и коленка, а ведь завтра ему необходимо быть в лучшей форме.
- Надо было предупреждать об этом заранее, - нашелся Кристоф, которому падение тоже не принесло много радости. И все же он вдруг обнаружил, что в нем не было ничего особенно страшного, быть может потому, что Пьер так ловко поймал его. - Ловко поймал, - уже вслух сказал Кристоф, улыбаясь во весь рот. Его " учитель" кивнул, а потом улыбнулся, а потом засмеялся следом за Кристофом, когда они поняли, как глупо это все должно было быть выглядело со стороны - и обучение езде на велосипеде и падение с него.
(а потом выложу завершающую часть)
and more
К вечеру Кристоф доезжает до города уже самостоятельно, а потом даже провозит несколько кварталов Пьера на багажнике своего велосипеда. Кристоф счастлив, ему кажется, что у него выросли крылья. В порыве детской дурашливости он затаскивает Пьера в фото студию, прося фотографа сделать их с Пьером совместный снимок.
- Зачем это? - упирается парень, он считает эту затею абсолютно глупой. Но фотограф рад, что его посетил кто-то кроме немцев.
- Я никогда не фотографировался так, - почти испуганно шепчет Пьер. Кристоф улыбается и нагловато приобнимает его за плечо. Пьер же перед тем, как фотограф говорит "снимаю" зачем-то хватает его за пальцы, словно это его спасительная нить. Фотографию можно будет забрать завтра. Кристоф платит деньги и выходит на улицу. Теперь он собирается накормить Пьера настоящим ужином.
- Это что свидание? - начинает злиться Пьер. Завтра ему нужно кое-что сделать, а увеселительные прогулки совсем не располагают к серьезным мыслям. Да и сколько уже времени прошло с тех пор, как он мог порадоваться чему-то. Это, вон, Роберу еще повезло у него есть Жизель или Францу, который влюблен в Мари. Пьер же не позволяет себе любить, никого, он безумно боится опять потерять того, кого любит. Поэтому и с Кристофом ему хочется поскорее расстаться, сбежать от него, чтобы вдруг не почувствовать, как в сердце начинает предательских теплеть, как оно просыпается и смеет надеяться вновь.
- Перестань, хорошая еда еще никому не мешала. Не хочешь никуда идти? Пойдем ко мне. Родителей все равно сегодня нет дома, и Софи ушла в кино.
Пьер неохотно соглашается. "Только ненадолго", - говорит он своим привычным тихим голосом. Ему любопытно, как живет Кристоф, любопытно посмотреть, как живут нормальные люди, каким и он был когда-то.
Они ужинают в гостиной, еда довольно скромная, все же не так-то просто сейчас достать продукты. Но и это для Пьера настоящий пир, ему все нравится, а главное, что вокруг тепло, сам он уже и забыл, как это, когда в доме есть уголь. Парень так и норовит сесть у камина, тянет руки, смотрит заворожено на пляски огня. Вокруг спокойно и хорошо, кажется, что это сон. Глаза Пьера слипаются, но он скорее трясет головой, только не хватало заснуть в гостях. Кристоф угощает его кофе и шоколадом, настоящим кофе и шоколадом. Пьеру кажется, что он сейчас захлебнется слюной, вскоре он начинает болтать и улыбаться, как нормальный человек. Кристоф так и видит, каким Пьер был раньше - самый младший ребенок в большой семье, которого каждый пытается баловать на свой лад. Кристоф ставит пластинку, парень слушает внимательно, но потом хлопает себя по коленкам и говорит:
- Если бы у меня была скрипка, я бы сыграл тебе настоящую музыку.
- Куда она делась? - спрашивает Кристоф, ему бы хотелось узнать. Но Пьер только бледнеет и ничего не говорит. Улыбка исчезает с его губ вместе с румянцем.
- Мне, пожалуй, пора, - вдруг заявляет он, смотря на темноту за окном. - Ты спишь, Кристоф. А там снаружи бушует буря, умирают ни в чем неповинные люди. И мы во что бы то ни стало должны это прекратить.
Они молчат, Пьер медлит, он и сам немного боится вернуться обратно. Опять идти в этот холод, быть все время охваченным страхом, голодом, одиночеством. И все же он верит, что делает правое дело, что каждой своей дерзко акцией он спасает жизни. Кристофу этого не понять, но тот говорит вдруг примирительно и дружелюбно.
- Останься сегодня здесь, завтра уйдешь. А что Роберу сказать, я сам придумаю.
Отблески огня рисуют на лице Пьера причудливые тени. Он думает и сомневается. Он вообще не уверен, что поступил правильно, что пришел сюда и что позволил себе радоваться в то время, как многие страдают. Но Кристоф подходит и слегка сжимает его плечо, а потом говорит шепотом:
- Пойдем спать.
Пьер засыпает, как только его голова касается подушки. Он уже так давно не спал в настоящей постели, так что Кристофу пришлось чуть ли не силой толкать его к кровати, говоря, что не будет ничего страшного, если он поспит на одном из ее краев. Сам Кристоф ложится рядом, он видит, как спокоен во сне Пьер. Сейчас он уже не выглядит таким бледным и призрачным, словно за один вечер в него влилось немного живительных сил. Кристоф думает, каким бы он стал, если бы ел каждый день и спал на кровати с подушкой, наверное, вскоре бы он превратился в невыносимого болтуна и шутника. Он пытается представить себе Пьера таким, как некоторые из его популярных приятелей в университете. Но не может. Картинка расплывается, как будто у Пьера просто нет будущего.
"У тебя его и нет", - думает Кристоф. Он осторожно гладит паренька по голове, кто-то постриг его коротко и неровно, стараясь скрыть вьющиеся темные кудри, но они все равно упорно растут, им невдомек, какую угрозу теперь они означают для своего хозяина.
***
Утром Пьер вскакивает чуть свет ни заря, он смотрит по сторонам, не веря в происходящее. На миг ему кажется, что он проснулся у себя дома и ему хочется окликнуть сестру, которая обычно будила его, чтобы вместе пойти в школу. Но, увидев, спящего рядом Кристофа, Пьер понимает в чем дело и что звать кого-то из своей семьи бесполезно. Реальность возвращается так стремительно, что кажется, тебя облили холодной водой. Пьер хочет скорее уйти, даже прощаться не хочет, но потом все-таки толкает Кристофа в плечо пару раз.
- Мне пора, - шепчет Пьер. Кристоф вскакивает, собираясь его провожать. Он предлагает ему чай или кофе, но парень напрочь отказывается. Мыслями он уже в будущем, он вспоминает все детали плана, знает, что в 12 часов его будет ждать Робер и Франц, а до этого надо еще уладить некоторые дела. Забежать в свою каморку, убедиться, что там не осталось никаких улик, потом еще кое-что. Но все же на вопрос Кристофа он отвечает сразу.
- По чему ты больше всего скучаешь из той, нормальной жизни?
- По объятиям,- говорит Пьер. Это честный ответ, но думает он о нем всего секунду, потом его сознание опять возвращается к предстоящим событиям этого дня.
Кристоф смотрит на него растеряно, думает, что Пьер обратит все в шутку. Но именно сегодня Пьер не в состоянии шутить. Ему хочется быть с кем-то откровенным в это холодное утро. На улице впервые выпал снег, и его легкие белые пятна украшают землю. Наступит Рождество, а потом все будут ждать весны. Пьер уверен, что она принесет что-то радостное, никто его не может в этом переубедить. И перед тем, как выйти на улицу он с благодарностью обнимает Кристофа, жалея только обо одном, что ему больше не о чем жалеть.
Кристоф еще стоит на ступеньках своего дома, смотря, как уменьшается фигурка Пьера, становится почти незаметной из-за вновь пошедшего снега. Потом он не сможет вспомнить, когда он потерял паренька из виду, может быть тот свернул на одну из боковых улиц, пока Кристоф прикуривал сигарету.
Последний раз они встречаются, когда Кристоф идет домой из университета. Настроение у него хуже некуда, он и сам не может объяснить почему с самого утра, как ушел Пьер испытывает сильную тревогу. И понимает ее причину только тогда, когда на встречу ему движется толпа, шумят сирены, кричат немецкие патрульные. Только что неизвестный взорвал трамвай, в котором ехал один из главных жандармов, сам он тоже погиб, не успел выпрыгнуть. Конечно, это дело рук Сопротивления. Не будут больше расстреливать ни в чем неповинных людей. Кристоф слушает, понимает, и вдруг видит Пьера. Тот такой бледный и совсем прозрачный, словно призрак.
- Вот и все, - говорит он, со своей застенчивой легкой улыбкой. - До встречи.
Кристоф кивает и шепчет в ответ:
- До встречи.
Пьер проходит мимо и, когда Кристоф оборачивается, его уже нет, только улица заполненная незнакомыми людьми и немецкими солдатами, но нет никого похожего на Пьера, как будто его никогда и не было в этом мире. И в этот миг что-то происходит с Кристофом, он как будто просыпается из долгого глубокого сна. А потом бежит прочь от толпы, от немцев, от звуков сирен. Он оказывается у реки, теперь ее вода совсем черная и похожа на кровь. Кристофу становится жутко, он не может поверить в то, что произошло, хотя и знает, что это правда. Он вдруг злится на весь мир за то, что он отнял у него брата, а потом друга. Но зато теперь он точно знает, что больше не может оставаться в стороне, иначе сойдет сума.
***
Следующим утром, забрав кое-какие вещи из дома, он переселяется к Роберу. А что, врач всегда будет нужен бригаде, да и у Кристофа много связей в городе. Только теперь ему надо бы сменить имя, чтобы не привлекать внимание. Кристоф согласен, он ни секунды не колеблется, теперь все называют его Пьер.